РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ
(НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ)
2024
1. Пояснительная записка
Рабочая программа «Математическая грамотность» рассматривается в рамках
реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие
обучающихся.
Рабочая программа «Математическая грамотность» предназначена для развития
математических способностей учащихся, для формирования элементов
логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших
школьников с применением коллективных форм организации занятий и
использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций
активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие»,
знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными
навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать
свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Цель: развивать математический образ мышления, внимание, память, творческое
воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и их
доказательность.
Задачи:
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной
математики;
расширять математические знания в области чисел;
содействовать умелому использованию символики;
правильно применять математическую терминологию;
развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений,
сосредоточивая
внимание на количественных сторонах;
уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные
мысли.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные УУД
- готовность ученика использовать знания в учении и повседневной жизни для
изучения и исследования математической сущности явлений, событий, фактов,
способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать
вопросы, выдвигать гипотезы, устанавливать, какие из предложенных
математических задач им могут быть решены; познавательный интерес к
дальнейшему изучению математики.
Метапредметные УУД
Регулятивные УУД:
-контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения
задания;
-контролировать выполнение задания по правилу, алгоритму, с помощью
таблицы, инструментов, рисунков и т.д.
Познавательные УУД:
- формулировать правило на основе выделения существенных признаков;
- строить объяснение в устной форме по предложенному плану;
- использовать (строить) таблицы, проверять по таблице;
- выполнять действия по заданному алгоритму;
- строить логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные УУД:
-взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.
-учиться выражать свои мысли;
-учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться.
Предметные УУД
Обучающиеся научатся:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Обучающиеся получат возможность:
-объяснять свои действия;
-использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
-решать задачи в 3-5 действий; находить разные способы решения задачи;
-сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах
несложных таблиц и диаграмм; понимать простейшие выражения, содержащие
логические связки и слова («…и…», «если… то…», «верно / неверно, что…»,
«каждый», «все», «некоторые», «не»); составлять, записывать и выполнять
инструкцию (простой алгоритм), план поиска информации; интерпретировать
информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять,
сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование
1 класс
№
Тема
Коли
чест
во
часов
Геометрическая
мозаика
Математика — это
интересно. Решение
нестандартных
задач.
5
2.
Танграм:
древняя
китайская
головоломка
1
Составление картинки с заданным карточки
разбиением на части; с частично «танграм»
заданным разбиением на части; без
заданного разбиения. Проверка
выполненной работы.
3.
Путешествие точки
1
Построение рисунка (на листе в
клетку) в соответствии с заданной
последовательностью шагов (по
алгоритму).
Проверка
работы.
Построение собственного рисунка и
описание его шагов.
4.
Игры с кубиками
1
Подсчѐт числа точек на верхних
гранях выпавших кубиков (у
каждого два кубика). Взаимный
контроль.
5.
Танграм:
древняя 1
китайская
головоломка
1.
6.
7.
Числа.
Арифметические
действия.
Величины.
Волшебная линейка
Шкала линейки.
Праздник числа 10
1
Дата
план
ируе
мая
Дата
факти
ческая
Содержание
Оборудован
ие урока
Игра «Муха» («муха» перемещается игровое
по командам «вверх», «вниз», поле 3 × 3
«влево», «вправо» на игровом поле
клетки
3 × 3 клетки).
Кубики с
точками
Составление картинки с заданным карточки
разбиением на части; с частично
«танграм»
заданным разбиением на части; без
заданного разбиения. Составление
картинки,
представленной
в
уменьшенном масштабе. Проверка
выполненной работы.
2
1
Сведения из истории математики:
история возникновения линейки.
1
Игры: «Задумай число», «Отгадай
задуманное число». Восстановление
примеров: поиск цифры, которая
скрыта.
8.
9.
10
Геометрическая
мозаика
Конструирование
многоугольников из
деталей танграма
Числа.
Арифметические
действия.
Величины.
Игра-соревнование
«Весѐлый счѐт»
1
1
2
1
Игры с кубиками
1
Геометрическая
мозаика
11. Конструкторы лего.
3
12. Сбор модели
схеме.
1
13.
по
Весѐлая геометрия
1
1
Числа.
Арифметические
действия.
Величины.
14. Математические
игры
1
Геометрическая
мозаика
15. «Спичечный»
конструктор
2
16. «Спичечный»
конструктор.
Задачки.
1
Мир
Составление многоугольников с карточки
заданным разбиением на части; с «танграм»
частично заданным разбиением на
части; без заданного разбиения.
Составление
многоугольников,
представленных в уменьшенном
масштабе.
Проверка выполненной работы.
1
1
1
Таблица
Найти, показать и назвать числа по
4х5 с
порядку (от 1 до 20). Числа от1 до числами
20 расположены в таблице (4 × 5) не от 1 до 20
по порядку, а разбросаны по всей
таблице.
Подсчѐт числа точек на верхних
гранях выпавших кубиков (у
каждого два кубика). Взаимный
контроль.
кубики
Знакомство
с
деталями Конструк
конструктора,
схемами- тор лего
инструкциями
и
алгоритмами
построения
конструкций.
Выполнение
постройки
по
собственному замыслу
Решение задач, формирующих
геометрическую наблюдательность.
Построение
«математических»
пирамид: «Сложение в пределах
10»,
«Вычитание в пределах 10».
Построение
конструкции
по Спички,
заданному
образцу. счетные
Перекладывание
палочки.
нескольких спичек в соответствии с
условиями. Проверка выполненной
работы.
занимательных
задач
17. Задачи-смекалки
1
Геометрическая
мозаика
18. Прятки с фигурами
1
Числа.
Арифметические
действия.
Величины.
19. Математические
игры.
6
Числовые
головоломки
1
20.
1
1
21. Математическая
карусель
1
22. Математическая
карусель
1
23. Уголки
1
24. Игра в магазин.
1
Геометрическая
мозаика
25. Конструирование
фигур из деталей
танграма.
1
Числа.
Арифметические
действия.
Величины.
26. Игры с кубиками
1
3
1
Задачи с некорректными данными.
Задачи, допускающие несколько
способов решения.
Поиск заданных фигур в фигурах
сложной конфигурации. Работа
с таблицей
«Поиск треугольников в заданной
фигуре.
Таблица
«Поиск
треугольн
иков
в
заданной
фигуре»
Построение
«математических»
пирамид: «Сложение в пределах
10»,
«Сложение
в
пределах
20»,
«Вычитание в пределах 10»,
«Вычитание
в пределах 20».
Решение и составление ребусов, Таблицы
содержащих числа. Заполнение для
числового кроссворда (судокку).
начально
й школы.
Работа в «центрах» деятельности: Математи
конструкторы,
математические ка: в 6
головоломки,
занимательные сериях.
задачи.
Математи
ка вокруг
нас:
Составление фигур из 4, 5, 6, 7 10
п.л.
уголков:
по
образцу,
по формата
собственному замыслу.
А1
МонетыСложение и вычитание в
пределах 20.
Составление фигур с заданным
разбиением на части; с частично
заданным разбиением на части; без
заданного разбиения. Составление
фигур,
представленных
в
уменьшенном масштабе. Проверка
выполненной работы.
Сложение и вычитание в пределах Кубики с
20. Подсчѐт числа точек на верхних точками и
гранях выпавших кубиков (у числами.
каждого два кубика). На гранях
первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7,
а на гранях второго — числа 4, 5, 6,
7, 8, 9.Взаимный контроль.
27. Математическое
путешествие
Сложение
вычитание
пределах 20.
1
и
в
28. Математические
игры.
1
Мир
занимательных
задач
29. Секреты задач.
2
30. Математическая
карусель
Числа.
Арифметические
действия.
Величины.
31. Числовые
головоломки
32. Математические
игры
33. Математические
игры
Итого:
1
1
Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 3;
второй — прибавляет 2, третий —
вычитает 3, а четвѐртый —
прибавляет 5. Ответы к четырѐм
раундам
записываются в таблицу.
1-й раунд: 10 – 3 = 7 7 + 2 = 9 9 – 3
= 6 6 + 5 = 112-й раунд: 11 – 3 = 8 и
т. д.
«Волшебная палочка», «Лучший
лодочник», «Гонки с зонтиками».
Решение задач разными способами.
Решение нестандартных задач.
Работа
в
«центрах»
деятельности:конструкторы,матема
тические
головоломки,
занимательные задачи.
3
1
Решение и составление ребусов,
содержащих числа. Заполнение
числового кроссворда (судоку).
1
Построение
«математических»
пирамид: «Сложение в пределах
20»,
1
«Вычитание в пределах 20».
33ч.
Тематическое планирование
2 класс
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Тема
Коли
чест
во
часов
9.
Дата
факти
ческая
Содержание
Оборудов
ание
урока
таблица
«Геомет
рически
е узоры.
Симмет
рия»
Геометрическая
мозаика
«Удивительная
снежинка»
2
1
Геометрические узоры. Симметрия.
Закономерности в узорах. Работа с
таблицей «Геометрические узоры.
Симметрия»
Крестики-нолики.
1
Игра
«Крестики-нолики»
и
конструктор
«Танграм»
из
электронного
учебного
пособия
«Математика и конструирование».
Танграм
.
Числа.
Арифметические
действия.
Величины.
Математические
игры
1
Лото
Геометрическая
мозаика
Прятки с фигурами.
1
Мир
занимательных
задач
Секреты задач
1
Игры «Волшебная
палочка»,
«Лучший
лодочник»
(сложение, вычитание в пределах 20).
Числа от 1 до 100. Игра «Русское
лото». Построение математических
пирамид: «Сложение и вычитание в
пределах 20 (с переходом через
разряд)».
Поиск заданных фигур в фигурах
сложной конфигурации. Решение
задач на деление заданной фигуры на
равные части.
Геометрическая
мозаика
«Спичечный»
конструктор
3
«Спичечный»
конструктор
1
Геометрический
калейдоскоп.
1
1
1
1
1
7.
8.
Дата
план
ируе
мая
Числа.
Арифметические
действия.
Величины.
Числовые
головоломки
2
1
Решение
нестандартных
занимательных задач. Задачи
стихах.
и
в
Построение
конструкции
по
заданному образцу.
Перекладывание нескольких спичек в
соответствии с условиями. Проверка
выполненной работы.
Спички,
счетные
палочки
Конструирование многоугольников
из заданных элементов. Танграм.
Составление картинки без разбиения
на части и представленной в
уменьшенном масштабе.
Танграм
.
Решение и составление ребусов,
содержащих
числа.
Заполнение
числового кроссворда (судоку).
10.
«Шаг в будущее»
1
Конструкторы:
«Спички», компьют
«Полимино»
из
электронного еры
учебного пособия «Математика и
конструирование».
Игры:
«Волшебная палочка», «Лучший
лодочник», «Чья сумма больше?».
Геометрическая
мозаика
11. Геометрия
вокруг
нас
4
1
Решение
задач,
формирующих
геометрическую наблюдательность
12.
Путешествие точки.
1
Построение геометрической фигуры
(на листе в клетку) в соответствии с
заданной
последовательностью
шагов (по алгоритму). Проверка
работы. Построение собственного
рисунка и описание его
шагов.
13.
«Шаг в будущее»
1
Конструкторы: «Кубики», «Паркеты
и мозаики», «Весы» из электронного
учебного пособия «Математика и компьют
конструирование». Игры:
еры
«Волшебная палочка», «Лучший
лодочник», «Чья сумма больше?»,
«Гонки с зонтиками» и др.
14.
Тайны окружности
Окружность.
1
Радиус
(центр)
окружности.
Распознавание
(нахождение)
окружности
на
орнаменте.
Составление
(вычерчивание)
орнамента с использованием циркуля
(по образцу, по собственному
замыслу).
Числа.
Арифметические
действия.
Величины.
15. Математическое
путешествие.
5
1
Вычисления в группах. Первый
ученик из числа вычитает 14; второй
— прибавляет 18, третий — вычитает
16, а четвѐртый — прибавляет 15.
Ответы
к
пяти
раундам
записываются.
1-й раунд: 34 – 14 = 20 20 + 18 = 38
38 – 16 = 22 22 + 15 = 37
«Новогодний
серпантин».
1
17. «Новогодний
серпантин».
1
Работа в «центрах» деятельности:
конструкторы,
электронные
математические игры (работа на
компьютере),
математические
головоломки, занимательные задачи.
18. Математические
игры.
1
16.
Построение
математических
пирамид: «Сложение в пределах
Таблицы
для
начальн
ой
школы.
Математ
ика: в 6
сериях.
19.
«Часы нас будят по
утрам…»
1
Геометрическая
мозаика
20. Геометрический
калейдоскоп
1
Мир
занимательных
задач
21. Головоломки
Расшифровка
закодированных
слов.
2
1
1
Секреты задач
1
Числа.
Арифметические
действия.
Величины.
23. «Что
скрывает
сорока?»
7
22.
1
24.
Интеллектуальная
разминка.
1
25.
Дважды два —
четыре.
Таблица
умножения
однозначных чисел.
1
26
Дважды
четыре.
—
1
27. Игры с кубиками на
умножение.
1
два
100»,«Вычитание в пределах 100».
Работа с палитрой — основой с
цветными фишками и комплектом
заданий к палитре по теме
«Сложение и вычитание до 100».
Часовой
цифербл
Определение времени по часам с ат с
точностью до часа. Конструктор подвижн
«Часы» из электронного учебного ыми
пособия
«Математика
и стрелка
конструирование».
ми.
Задания на разрезание и составление Разрезн
фигур.
ые
геометр.
фигуры
Восстановление
примеров:
объяснить, какая цифра скрыта; карточк
проверить, перевернув карточку.
и
Задачи
с
лишними
или компьют
недостающими либо некорректными еры
данными. Нестандартные задачи.
Решение и составление ребусов,
содержащих числа: ви3на, 100л,
про100р, ко100чка, 40а, 3буна, Математ
и100рия и др.
ический
набор
Работа в «центрах» деятельности: «Карточ
конструкторы,
электронные киматематические
игры считало
математические головоломки,
чки»
занимательные
задачи.
Игра (сорбонк
«Говорящая таблица умножения».
и):
Игра «Математическое домино». карточк
Математические
пирамиды: и
«Умножение», «Деление».
двустор
онние:
У каждого два кубика. Запись на одной
результатов умножения чисел (числа стороне
точек) на верхних гранях выпавших —
кубиков. Взаимный контроль. Игра задание,
«Не собьюсь». Задания по теме на
«Табличное умножение и деление другой
чисел» из электронного учебного — ответ.
пособия
«Математика
и
конструирование».
28. В царстве смекалки
1
Сбор
информации
и
выпуск
математической газеты (работа в
группах).
29. Интеллектуальная
разминка
1
Геометрическая
мозаика
30. Составь квадрат.
Прямоугольник.
Квадрат.
1
Работа в «центрах» деятельности:
конструкторы,
электронные
математические
игры
,
математические головоломки,
занимательные задачи.
Задания
на
составление
прямоугольников
(квадратов) из заданных частей.
1
Мир
занимательных
задач
Мир занимательных
задач
4
32. Задачи,
имеющие
несколько решений.
1
31
1
33.
Математические
фокусы
1
34.
Математическая
эстафета
1
Итого:
34 ч.
Нестандартные задачи. Задачи и
задания,
допускающие
нестандартные решения. Обратные
задачи и задания. Задача «о волке,
козе и капусте».
Отгадывание задуманных чисел.
Чтение
слов:
слагаемое,
уменьшаемое
и
др.
(ходом
шахматного коня).
Решение
олимпиадных
задач
(подготовка к международному конкурсу «Кенгуру»).
Компью
теры
Разрезн
ые
квадрат
ыи
прямоуг
ольники.
Тематическое планирование
3 класс
№
Тема
Коли
чест
во
часов
Дата
план
ируе
мая
Дата
факти
ческая
Содержание
Оборудов
ание
урока
Мир
занимательных
задач
Интеллектуальная
разминка.
1
Числа.
Арифметические
действия.
Величины.
«Числовой»
конструктор
1
Геометрическая
мозаика
Геометрия
вокруг
нас
1
Мир
занимательных
задач
Волшебные
переливания
3
1
Задачи на переливание.
5.
В царстве смекалки
1
6.
Решение
нестандартных задач
(на «отношения»).
Сбор информации
и выпуск математической газеты
(работа в группах).
1
1.
2.
3.
4.
7.
8.
9.
1
1
1
Геометрическая
мозаика
«Шаг в будущее»
3
«Спичечный»
конструктор
1
«Спичечный»
конструктор
1
Числа.
Арифметические
действия.
12
1
Решение
олимпиадных
задач
международного
конкурса
«Кенгуру».
Числа от 1 до 1000. Составление
трѐхзначных чисел с помощью комплектов карточек с числами: 1) 0, 1,
2, 3, 4, … , 9 (10); 2) 10, 20, 30, 40, …
,
90; 3) 100, 200, 300, 400, … , 900.
Конструирование многоугольников
из одинаковых треугольников.
Разрезн
ые
геометр
ические
фигуры
Игры:
«Крестики-нолики
на компьют
бесконечной доске», «Морской бой»
еры
и др., конструкторы «Монтажник»,
«Строитель»,
«Полимино»,
«Паркеты» и мозаики» и др. из
электронного
учебного
пособия
«Математика и конструирование».
Построение
конструкции
по
заданному образцу. Перекладывание
Спички,
нескольких спичек в соответствии с палочки.
условием. Проверка выполненной
работы.
Решение
и
составление
ребусов,
10. Величины.
Числовые
головоломки
1
Интеллектуальная
разминка
1
12. Интеллектуальная
разминка
1
11
содержащих
числа.
Заполнение
числового кроссворда (судоку).
Работа в «центрах» деятельности:
конструкторы,
электронные
математические игры (работа на
компьютере),
математические
головоломки, занимательные задачи.
Порядок выполнения действий в
числовых выражениях (без скобок, со
скобками). Соедините числа 1 1 1 1 1
1 знаками действий так, чтобы в
ответе получилось 1, 2, 3, 4, … , 15.
Математические
фокусы
1
14. Математические
игры
1
Построение
математических
пирамид: «Сложение в пределах
1000»,«Вычитание в пределах 1000»,
«Умножение», «Деление». Игры:
«Волшебная палочка», «Лучший
лодочник», «Чья сумма больше?»,
«Гонки с зонтиками»
1
Числовой палиндром — число,
которое читается одинаково слева
направо и справа налево. Числовые
головоломки: запись числа 24 (30)
тремя одинаковыми цифрами.
13.
15.
16.
Секреты чисел
Математическая
копилка
17. Математическое
путешествие
18.
Выбери маршрут
1
1
1
Составление сборника числового
материала, взятого из жизни, для
составления задач.
Вычисления в группах: первый
ученик из числа вычитает 140;
второй — прибавляет 180, третий —
вычитает 160, а четвѐртый —
прибавляет 150. Решения и ответы к
пяти
раундам
записываются.
Взаимный
контроль. 1-й раунд: 640 – 140 = 500
500 + 180 = 680 680 – 160 = 520 520
+
+ 150= 670
Единица
длины
километр.
Составление карты путешествия: на
определѐнном
транспорте
по
выбранному маршруту, например
«Золотое кольцо» России, городагерои и др.
Компью
тер
газеты,
детские
журнал
ы
19. Числовые
головоломки.
1
Решение и составление ребусов,
содержащих
числа.
Заполнение
числового кроссворда (судоку).
В царстве смекалки
1
21. В царстве смекалки
1
Сбор
информации
и
выпуск
математической газеты (работа в
группах).
Мир
занимательных
задач
22. Мир занимательных
задач.
1
Геометрическая
мозаика
23. Геометрический
калейдоскоп
1
20.
1
Мир
занимательных
задач
24. Интеллектуальная
разминка
задачи.
25. Разверни листок
От
секунды
столетия
26
28.
Числовые
головоломки.
Задачи со многими возможными
решениями. Задачи с недостающими
данными, с избыточным составом
условия. Задачи на
доказательство: найти цифровое
значение букв в условной записи:
СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др
Конструирование многоугольников
из заданных элементов.
Конструирование
из
деталей
танграма: без разбиения изображения
на части; заданного в уменьшенном танграм
масштабе.
2
1
Работа в «центрах» деятельности:
конструкторы,
электронные
математические игры (работа на компьют
компьютере),
математические еры
головоломки,
Занимательные.
1
до
Числа.
Арифметические
действия.
Величины.
Время
и
его
единицы:
час,
минута,
секунда;
сутки, неделя, год,
век.
27. Одна
секунда
жизни класса.
1
Газеты,
журнал
ы
в
Задачи и задания на развитие
пространственных представлений.
9
1
Цена одной минуты. Что происходит
за одну минуту в городе (стране,
мире). Сбор информации. Что Модель
успевает
часов
сделать ученик за одну минуту, один
час, за день, за сутки?
1
Составление
различных
задач,
используя данные о возрасте своих
родственников.
1
Решение и составление ребусов,
содержащих
числа.
Заполнение
числового кроссворда (какуро).
Задачи
в
стихах.
Задачи-шутки.
1
Задачи-смекалки.
30. Это было в старину
1
Старинные русские меры длины и
массы: пядь, аршин, вершок, верста,
пуд, фунт и др. Решение старинных
задач.
31. Математические
фокусы
1
Алгоритм
умножения
(деления)
трѐхзначного числа на однозначное
число. Поиск «спрятанных» цифр в
записи решения.
32. Энциклопедия
математических
развлечений
1
33. Составление
сборника
занимательных
заданий.
1
Использование разных источников
информации
(детские
познавательные журналы,
книги и др.).
1
Итоговое занятие — открытый
интеллектуальный
марафон.
Подготовка
к
международному
конкурсу «Кенгуру»
29.
Конкурс смекалки
34. Математический
лабиринт
Итого:
34
часа
Работа с
таблице
й
«Старин
ные
русские
меры
длины»
Тематическое планирование
4 класс
№
Тема
Коли
честв
о
часов
Пла
н
Факт
Содержание
Мир
занимательных
задач
Интеллектуальная
разминка
1
Числа.
Арифметические
действия.
Величины.
Числа-великаны
1
1
Как велик миллион? Что такое гугол?
Мир
занимательных
задач
Мир занимательных
задач
2
1
Задачи со многими возможными
решениями. Задачи с недостающими
данными, с избыточным составом
условия. Задачи на доказательство:
найти цифровое значение букв в
условной записи:
СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.
4.
Кто что увидит?
1
Задачи и задания на развитие
пространственных представлений.
5.
Числа.
Арифметические
действия.
Величины.
Римские цифры
1.
2.
3.
1
1
1
3
7.
Мир
занимательных
задач
Секреты задач
8.
В царстве смекалки
1
1
9.
Математический
марафон
Геометрическая
Решение
олимпиадных
задач
международного
конкурса
«Кенгуру».
2
Числовые
головоломки
6.
Оборудова
ние урока
1
Занимательные задания с римскими
цифрами.
Решение и составление ребусов,
содержащих
числа.
Заполнение
числового
кроссворда
(судоку,
какуро).
Задачи в стихах повышенной
сложности: «Начнѐм с хвоста»,
«Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров).
Сбор информации и выпуск
математической газеты (работа в
группах).
Решение задач международного
конкурса «Кенгуру».
Газеты
журнал
ы
мозаика
«Спичечный»
конструктор
2
1
11. «Спичечный»
конструктор
1
Числа.
Арифметические
действия.
Величины.
12. Выбери маршрут
3
Интеллектуальная
разминка
1
Работа в «центрах» деятельности:
конструкторы,
электронные
математические игры (работа на
компьютере),
математические
головоломки, занимательные задачи.
14. Математические
фокусы
1
Геометрическая
мозаика
15. Занимательное
моделирование
3
«Открой» способ быстрого поиска
суммы. Как сложить несколько
последовательных
чисел
натурального ряда? Например, 6 + 7
+ 8 + 9 + 10;12 + 13 + 14 + 15 + 16 и
др.
10
13.
1
1
1
16. Моделирование
геометрических
фигур.
1
17. Объѐмные фигуры:
цилиндр,
конус,
пирамида, шар, куб.
Числа.
Арифметические
действия.
Величины.
18. Математическая
копилка.
19. Какие
слова
спрятаны в таблице?
Построение
конструкции
по Спички,
заданному образцу. Перекладывание палочки.
нескольких спичек в соответствии с
условиями. Проверка выполненной
работы.
Единица
длины
километр.
Составление карты путешествия: на
определѐнном
транспорте
по
выбранному маршруту. Определяем
расстояния между городами и
сѐлами.
Моделирование
из
проволоки.
Создание объѐмных фигур из
развѐрток:
цилиндр,
призма
шестиугольная, призма треугольная,
куб,
конус,
четырѐхугольная
пирамида, октаэдр, параллелепипед,
усечѐнный
конус,
усечѐнная
пирамида, пятиугольная пирамида,
икосаэдр (по выбору учащихся).
Набор
«Геомет
рически
е тела».
7
1
Составление сборника числового
материала, взятого из жизни для
составления задач.
1
Поиск в таблице (9 × 9) слов,
связанных
с
математикой.
(Например, задания № 187, 198 в
рабочей
тетради
«Дружим
с
газеты,
детские
журнал
ы
таблица
20.
«Математика
наш друг!»
21.
Решай,
считай
математикой» 4 класс.)
Задачи,
решаемые
перебором
различных вариантов. «Открытые»
задачи и задания (придумайте
вопросы и ответьте на них). Задачи и
задания по проверке готовых
решений, в том числе неверных.
— 1
отгадывай, 1
9 ×9
Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5,
соединить их знаками действий так,
чтобы в ответе получилось 0, 10, 20,
30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом
стоящие цифры можно считать за
одно число. Там, где необходимо,
можно использовать скобки.
22. В царстве смекалки
1
24. Числовые
головоломки
1
23. Решение
и
составление ребусов,
содержащих числа.
1
Мир
занимательных
задач
25. Мир занимательных
задач.
2
26. Задачи со многими
возможными
решениями.
1
Числа.
Арифметические
действия.
Величины.
27. Математические
фокусы.
3
28. Интеллектуальная
разминка
1
29. Интеллектуальная
разминка
1
1
1
Сбор
информации
и
выпуск
математической газеты (работа в
группах).
Заполнение числового
(судоку, какуро).
Газеты ,
журнал
ы
кроссворда
Запись решения в виде таблицы.
Задачи с недостающими данными, с
избыточным
составом
условия.
Задачи на доказательство: найти
цифровое значение букв
в условной записи.
Отгадывание задуманных чисел:
«Отгадай
задуманное
число»,
«Отгадай число и месяц рождения» и
др
Работа в «центрах» деятельности: работа
конструкторы,
электронные
на
математические
игры), компьют
математические головоломки,
ере
занимательные задачи.
Решение логических, нестандартных
задач. Решение задач, имеющих
несколько решений.
Мир
занимательных
задач
30. Блиц-турнир
по
решению задач
2
Математическая
копилка
1
31.
1
Математика в спорте. Создание
сборника числового материала для
составления задач.
Поиск квадратов в прямоугольнике 2
×5
см
(на
клетчатой
части
листа).Какая пара быстрее составит
(и зарисует) геометрическую фигуру?
Геометрическая
мозаика
32. Геометрические
фигуры вокруг нас
1
Мир
занимательных
задач
33. Математический
лабиринт
2
1
Задачи-шутки.
Занимательные
вопросы и задачи-смекалки.
34. Математический
праздник
Итого:
1
Задачи в стихах. Игра «Задумай
число».
1
34ч.
Интеллектуальный
марафон.
Подготовка
к
международному
конкурсу «Кенгуру».
Работа с
набором
«Танграм»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА УЧЕБНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Функциональная грамотность. 1 класс. Программа внеурочной деятельности /
М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с
увлечением).
Функциональная грамотность. 2 класс. Программа внеурочной деятельности /
М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с
увлечением).
Функциональная грамотность. 3 класс. Программа внеурочной деятельности /
М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с
увлечением).
Функциональная грамотность. 4 класс. Программа внеурочной деятельности /
М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – 18 (Учение с
увлечением).
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https://learningapps.org/index.php?s=математика
https://uchi.ru/activities/teacher/
https://uchitel.club/workprograms
https://urok.1sept.ru/articles/687706
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Ноутбук, интерактивный экран, магнитная доска, наборы сюжетных и
предметных картинок.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Учебные весы, набор «Танграм», набор геометрических фигур, рабочие
листы к занятиям, тетради, бумага разного формата, письменные и
чертёжные принадлежности.