Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Каллиграфия»
Описание образовательной программы
Каллиграфия - это искусство красивого
письма. Оно с новой силой входит в моду,
так как сейчас очень мало пишут от руки. Слово «каллиграфия» происходит от
греческих слов «kallos» - красота и «graphо» - писать.
Каллиграфия — это творчество, она подразумевает создание
индивидуального стиля письма,
придания знакам эмоциональности. Ведь задача каллиграфа не просто оформить
текст с эстетической точки зрения, но и правильно расставить акценты и сделать
его запоминающимся и ассоциативным.
Новизна программы. Письмо называют
«базовым» навыком. Навыком,
на котором практически
строится всё дальнейшее обучение, а значит, обучающийся, не освоивший его
вовремя, непременно будет отставать в учёбе. Вот почему так важна готовность руки к школьному
обучению. Овладение навыком
письма - длительный и трудоёмкий процесс, который не всем детям даётся легко.
Поэтому подобранные упражнения способствуют развитию мелкой моторики и
координации движения руки, формированию навыков анализа, сравнения,
распознавания, а также зрительного восприятия, произвольного внимания. Данная
программа построена в трёх направлениях: развитие ручной умелости; развитие
пространственной ориентации на листе бумаги (в клетку и в линейку); развитие
графического умения.
Ручная умелость
развиваются в процессе
выполнения поделок с помощью
инструментов (аппликация, проволочные фигурки, мозаика и т.д.).
Пространственные представления, общие направления на листе бумаги (слева
- направо, сверху - вниз, вперёд - назад) формируются путём выполнения
упражнений, представленных в данной программе. Развитие графических умений формируется через штриховку,
рисование, графические упражнения.
Актуальность программы. Цифровизация
мира и тотальный переход в онлайн практически исключили возможность делать
что-то от руки и тем более писать. Один из самых древних видов искусств,
каллиграфия практически утратила свою значимость и в основном
используется с точки
зрения художественного оформления. Систематическое использование
методов и приемов обучению каллиграфии способствует совершенствованию и формированию общеучебных навыков младших школьников, которые необходимы им
на протяжении всей учебной деятельности и изучения русского языка и других
школьных дисциплин. В соответствии с целью обучения усиливается практическая
направленность курса. В программе представлена
основная терминология. Теоретическую основу обучения каллиграфии составляют понятия: каллиграфия, положение
корпуса, положение пера в руке, положение
тетради, простые и сложные элементы букв. Основу практической работы составляют
упражнения, в которых отрабатываются свободные писательные движения с участием или без участия
плечевого сустава, предплечья, кисти руки, пальцев. В настоящее время
наука подтверждает, что развитие деятельности мелкой моторики рук неразрывно связано с развитием психических,
когнитивных и умственных особенностей личности.